Предмет христ. богослужения, один из важнейших предметов в наборе литургической утвари и в церковном убранстве каждого правосл. храма, название к-рого определяется местом его нахождения на престоле (жертвеннике) в алтаре. От др. типов крестов, используемых во время литургии и в иных чинопоследованиях, отличается тем, что содержит мощи, а также размером, определенной формой, богатством и изысканностью декора. Особым видом Н. к. является воздвизальный крест, содержащий частицу истинного Древа Креста Господня, т. е. Креста Распятия, и используемый в богослужениях нек-рых праздников (Воздвижения Креста Господня и ряд др.).
В древнейших толкованиях на литургию, таких как «Мистагогия» прп. Максима Исповедника (VII в.) или «Сказание о Церкви и рассмотрение таинств» свт. Германа I, патриарха К-польского (715-730), среди покровов и сосудов на престоле крест как предмет из дерева или металла в драгоценном окладе с изображением Распятия не упоминается. В поздневизант. сочинениях этого жанра Н. к. назван среди алтарной утвари: в соч. «О святой церкви» архиеп. Симеона Солунского (до 1424) короткая 13-я глава посвящена тому, для чего полагаются на престол Евангелие и крест - как символы Христа, Его жертвенности (PG. 155. Col. 706). В трудах по литургике синодального и более позднего периода указаны точное положение Н. к. среди богослужебных предметов на престоле - сразу после покровов, мощей, Евангелия и перед ковчегом-дарохранительницей,- его символическое значение, отмечено, что Н. к. могут быть разного вида (Вениамин. Новая скрижаль. С. 15; Никольский К., прот. Руководство к изучению богослужения правосл. Церкви. М., 2002. С. 13). При всем типологическом и функциональном многообразии служебных крестов разграничение их форм и функций в средние века не было точно определено. В церкви Св. Софии в Фессалонике алтарный крест (Н. к.) использовался в церковных процессиях, станциональных службах (Darrouzès J. Sainte-Sophie de Théssalonique de après un rituel // REB. 1976. T. 34. P. 63). Напрестольные отличаются от др. храмовых крестов, напр. от выносных (запрестольных) или благословенных, размерами: в сохранившихся памятниках XII-XVIII вв. они достигают 30-50 см.
Различия между типами креста и их наименованиями, применимыми и к Н. к., восходят к письменным источникам позднего средневековья, материалам описей храмов, а также к традиционным названиям сохранившихся служебных крестов XVI-XVII вв. Среди Н. к. различаются неск. типов. Это прежде всего воздвизальные, к-рые использовались для богослужений на праздник Воздвижения Креста Господня, а также на Крестопоклонной (3-й) неделе Великого поста, 1 авг. и во время крестных ходов. Они отличались чуть большими размерами и, как правило, были наиболее богато украшены. Наряду с ними на престоле находились благословенные, или благословящие, кресты, к-рыми священники благословляли прихожан при отпусте. Разнообразие терминов, обозначающих те или иные функции предметов одного типа, отмечают и музейные ученые, занимающиеся исследованиями ризничных собраний рус. храмов и мон-рей и видов богослужебной утвари. Применительно к служебным крестам, сохранившимся в крупнейших средневек. ризницах Др. Руси, таких как ризница Троице-Сергиевой лавры, в документах XVII-XIX вв. встречаются разные их наименования. Богослужебные кресты большого размера в описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г. названы воздвизальными, в описях XVIII в.- благословящими, в описях XIX в.- напрестольными. Л. А. Шитова отмечает, что все термины не противоречат друг другу, а лишь уточняют форму крестов и их функцию в богослужении (Шитова. 2007. С. 286). Многообразие сохранившихся Н. к. позволяет локализовать различные художественные варианты их декора (Игашев. 2009. С. 114-121, 334-350).
В описи подробно может быть представлен внешний вид Н. к., если он отличался от стандартного особенностями технологии или имел лицевое изображение. В описи Свияжска даны сведения о церковном убранстве городских и монастырских храмов в новом городе в 50-60-х гг. XVI в., указан Н. к. («воздвизальный»), к-рый был сделан или заказан при основателе, архим. Германе (Садыреве-Полеве; впосл. святитель, архиепископ Казанский и Свияжский). Крест был из серебряных выкованных пластин («дцки»), спаянных между собой, лицевую сторону украшала черневая композиция Распятия, в нижней части «кайма» была позолочена «запариванным золотом» (Там же. С. 359). Свияжский крест не сохранился, однако известны подобные полые металлические Н. к. с мощами (Игошев. 2009. С. 116); в свияжском Успенском монастыре Н. к. («воздвизальный») имел серебряный оклад с тиснением («выбасмян») (Стерлигова. 2008. С. 357).
При описании крестов, лежавших на престоле, особо отмечали их дополнительные функции. Так, в описи от сент. 7112 (1603) г. Никольского мон-ря на Лятке близ Новгорода на престоле помимо Н. к. упомянут «крест серебрян с мощми, что воду светят» (Опись мон-ря Николая Чудотворца на Лятке близ Рюрикова городища под Новгородом / Сообщ.: И. К. Куприянов // Изв. Рус. археол. об-ва. 1863. Т. 4. Вып. 5. Стб. 432).
Степень декоративности и материальной стоимости Н. к. зависела от того, находился храм в пределах города или мон-ря. Богатейшие обители Московской Руси имели почти в каждом храме Н. к. в серебряном окладе. При отсутствии средств для драгоценного оклада старались создавать максимально украшенные Н. к.: их оклад мог быть медным, крест расписывали красками, использовали позолоту по дереву. Самые драгоценные Н. к., согласно описи Кириллова Белозерского мон-ря 1601 г., были на престолах Успенского собора: серебряный позолоченный «крест благословенный» (Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 69), в приделе чудотворца прп. Кирилла Белозерского - крест «воздвизальный» деревянный (синолойный) резной в серебряном позолоченном окладе (Там же. С. 95). В монастырской ц. арх. Гавриила «иже под колоколы» находился деревянный Н. к. («воздвизальный») с серебряным золоченым рельефом Распятия (Там же. С. 104), в трапезной ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы - крест «благословенный», серебряный, в сканом окладе (Там же. С. 118). На остальных престолах обители были деревянные Н. к.: в приделе во имя равноапостольных Константина и Елены Архангело-Гаврииловской ц.- деревянный Н. к. («воздвизальный») (Там же. С. 105), в ц. Преображения Господня (надвратной, в прясле юж. стены, выходящей к Сиверскому оз.) - деревянный золоченый и расписанный («на красках», «воздвизальный»), такой же крест был в приделе во имя свт. Николая Чудотворца, а в приделе во имя мц. Ирины - деревянный, «на красках», без золочения (Там же. С. 110, 111). Резные деревянные Н. к. были в надвратной ц. во имя прп. Иоанна Лествичника, в ц. в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Предтеченском мон-ре «на горе» (Там же. С. 114, 116, 159 («благословенный»)), в его приделе во имя прп. Кирилла Белозерского (Там же. С. 160). В теплой Сергиевской ц. Предтеченского «на горе» мон-ря был деревянный «на красках» Н. к., а на престоле придельной ц. во имя прп. Дионисия Глушицкого лежал деревянный Н. к. в медном окладе (Там же. С. 161-162). Вероятно, Н. к. в храмах обители отличались размерами, что влияло на их наименования: благословенный крест мог быть несколько меньше и проще по исполнению, чем воздвизальный.
Название «благословенный» могло применяться в документах к Н. к., к-рые были благословением родственников или правящего архиерея. Подобные деревянные кресты (довольно часто из привозной древесины, напр. из синолоя) в серебряных окладах производились в архиерейских мастерских и служили дарами во время визитов по обширным диоцезам. Согласно приходо-расходным книгам новгородского Софийского дома, в 1548 г., в Пскове такие кресты дарил архиеп. Феодосий Новгородский. У благословенных Н. к. могли быть отдельные прикрепленные или привинченные рукояти, благодаря к-рым их называли еще и осеняльными, такие Н. к. известны по описям XVII в. мон-рей Русского Севера: Спасо-Каменного на Кубенском оз., Кириллова Новоезерского, Корнилиева Комельского.
Н. к. как элемент церковной службы содержал св. мощи, прежде всего частицу Животворящего Креста. Уже в средневизант. время кресты служили одним из распространенных видов ставротек. Древнейший вид подобных ковчегов-Н. к. имеет 6-конечную форму. Одним из ранних считается крест имп. равноап. Константина в Ватопеде. Этот крест представляет собой сочетание разновременных элементов, и уже историки XIX в. признавали его памятником, созданным не ранее X в., повторяющим «славу» (состав вложений, форму и размеры) более древней святыни (Кондаков. 1902. С. 215). Древнейшие кресты-ставротеки, вероятно служившие и Н. к., имели 6-конечную форму с удлиненной вертикальной балкой и сближенными верхней и средней перекладинами, т. е. воспроизводили крест Распятия с титулусом - табличкой над главой Христа, к-рый как реликвия был обретен равноап. Еленой одновременно с Древом Креста Господня. Схожую форму имели и самые ранние кресты в Др. Руси домонг. периода - крест прп. Евфросинии Полоцкой 1161 г. (51´ 20,6 см), крест архиеп. Антония Новгородского (67,5´ 27 см). Визант. Н. к. сохранились в Ватопеде (легендарный крест равноап. Константина) и в кипрском мон-ре Лефкара (каждый ок. 36 см), их размеры и форма показывают, что они могли лежать на алтаре или быть укрепленными в алтарной преграде (Loverdou-Tsigarida K. Byzant. Small Arts Works // The Holy and Great Monastery of Vatopaidi: Tradition, History, Art. Mount Athos, 1998. Vol. 2. Fig. 431, 432; P απαγεωργίου Α. Ο Σταυρός των Λευκάρων // Θυμίαμα στη μνήμη της Λασκαρίνας Μπούρα. Αθήνα, 1994. Τ. 1. Σ. 245-250. P ιν. 132-135). Древнейшие Н. к. (средневизантийские и русские домонгольские) - 6-конечные. В позднепалеологовский период в Византии Н. к. были уже 8-конечными. В афонском мон-ре Дионисиат сохранился Н. к. (36,2×18,6 см), вклад имп. Елены Драгаш (Палеолог; † 1450), супруги имп. Мануила II (Threageres of Mount Athos: Cat. of. Exhib. Thessal., 1997. P. 346-347. Cat. 9.23; Byzantium: Faith and Power (1261-1557) / Ed. H. S. Evans. N. Y., 2004. P. 122. Fig. 5.6). Его серебряный позолоченный оклад включает чеканные лицевые рельефы и орнаментальные элементы. На лицевой и оборотной сторонах, по верхнему и боковым рукавам креста, укреплены по 3 цветных камня, их число символизирует Св. Троицу или напоминает о надписаниях в сегментах крещатого нимба Христа. На Св. Горе сохранились Н. к. и 6-конечной формы, схожие с древнейшими образцами по использованию скани как основной декоративной техники и по принципу размещения декоративных элементов (камней в кастах), напр., Н. к. (благословенный) из Протата (кон. XV - нач. XVI в., 36,2×19 см; Кондаков. 1902. Табл. 29; Κειμήλια Πρωτάτου. ´Αγιον. ´Oρος. Αθήναι, 2000. Τ. 1. Σικ. 11-13. Σ. 63-66; 2006. Κατ. 68. Σ. 122).
Воздвизальные Н. к. работы новгородских мастеров 1-й пол. XVI в. напоминали древние служебные новгородские кресты (XII-XIII вв.), т. е. имели сближенные перекладины и длинную рукоять (Стерлигова. 1996. Кат. 7-10. С. 130-141). Наряду с крупными деревянными в металлических окладах имелись и небольшие серебряные литые полые воздвизальные кресты-мощевики - в Свияжске в Успенском соборе (по описи 1567/68 г.), в новгородских монастырях: в Троицком Клопском (по описи 1617 г.), в Антониевом (по описи 1696 г.).
Материал окладов для Н. к. в средневек. Византии ограничивался позолоченным серебром, украшенным в технике скани и дополненным жемчугом, драгоценными и полудрагоценными цветными камнями, хрусталем. Н. к. средневизант. времени были прекрасно украшены, главной особенностью их декора являлась симметричность всех элементов относительно центра. Гармоничная композиция такого визант. Н. к. усиливала символическое значение его как вместилища частицы Крестного Древа даже в самой мелкой детали. Узоры визант. скани, ее декоративные мотивы (круги, розетты) располагаются симметрично относительно крупных камней, цветных или прозрачных, символизирующих Божественную красоту и нетленность. На Св. Горе сохранились несколько визант. Н. к., среди к-рых наиболее замечательным с т. зр. художественной формы и техники является крест из собора Протата в серебряном сканом окладе - прекрасный пример традиц. визант. типа украшения церковной утвари. Сканый орнамент сопровождается вставками из камней и жемчуга, сгруппированными вокруг находящейся на пересечении средней перекладины и вертикальной балки-мачты 4-конечной рельефной пластины с изображением Распятия (Кондаков. 1902. С. 216. Табл. 29).
Золотые Н. к. чрезвычайно редки и принадлежат к разряду царских даров (или вкладов). Золотой благословящий Н. к.- крест 1599/1600 г.- был создан по повелению митр. Варлаама Новгородского (Стерлигова. 2008. Кат. 15. С. 274-275). Согласно описи Троице-Сергиева мон-ря 1641 г., кресты, использовавшиеся в качестве Н. к., находились в ризнице. На 1-м месте в описи упоминаются воздвизальные кресты в золотых окладах с мощами и прежде остальных - крест с надписью о том, что его прислал «цареградской патриарх анѳилоии» (РГБ. Ф. 173. II. 225. Л. 83 об.). Этот золотой Н. к. сохранился, он является произведением русского серебряника, мастера Андрея Малова (1-я пол. XVII в., СПГИАХМЗ; 34´ 16,5 см). На обороте сделана надпись о присылке «честнаго креста», к-рая относится к более древнему золотому наперсному кресту-мощевику с частицей Древа Животворящего Креста, Вселенских святых и Литовских мучеников, к-рый был прислан К-польским патриархом Филофеем прп. Сергию Радонежскому в 1355 г. (Николаева Т. В. Прикладное искусство // Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 161; Троице-Сергиева лавра и рус. государи: Кат. выст. М., 2002. Кат. 7, 8. С. 61-63, 204-205).
Распространенным материалом для изготовления Н. к. была медь с золочением. Именно в такой оклад был помещен новгородский крест 1596/97 г. (НГОМЗ, Стерлигова. 2008. Кат. 10) - вклад еп. Варлаама Крутицкого, вероятно, в новгородский Антониев мон-рь. В редкой для XVI в. технике перегородчатой эмали был выполнен новгородский Н. к. для Александрова Свирского мон-ря (1576, ГРМ); помимо Распятия, изображения Небесных сил и предстоящих в подножии креста на лицевой стороне в круглом медальоне помещен образ основателя обители и главного ее молитвенника, прп. Александра Свирского.
Самый ранний древнерус. Н. к.- это крест-мощевик, созданный по заказу прп. Евфросинии Полоцкой мастером Лазарем Богшей (1161 г., воссоздан; см. ст.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест). Он 6-конечный, богато украшенный. Декор Н. к. во всех элементах символичен. В местах пересечения верхней и средней перекладин с вертикальной балкой у креста были квадратные вставки, на поверхности к-рых смонтированы небольшие кресты, покрытые «рябинками»-эмалями, имитирующими камни (4-конечный - содержавший, согласно надписи, «кровь Христову», и 6-конечный - с частицей «древа Животворного»). Поверхность балки-мачты и обеих перекладин была украшена изображениями в технике перегородчатой эмали (полуфигуры Христа, Деисус, евангелисты, ангелы и святые, в т. ч. на обороной стороне), в промежутках были сделаны вставки-гнезда для крупных цветных камней. На оборотной стороне верхнего 4-угольного медальона, на пересечении верхней перекладины и ручки, была помещена миниатюрная рельефная икона Божией Матери с Младенцем. Подобный образ 6-конечного креста с крестообразными вставками-ковчегами на лицевой стороне для частиц святынь Страстей Господних на пересечении перекладин был известен и в др. землях, напр., таков древнейший новгородский Н. к., выполненный в окладе из золота и перегородчатой эмали (2-я пол. XII - 1-я четв. XIII в., в ГММК поступил из московского Вознесенского мон-ря). Его рукава покрыты пластинами, перегородчатая эмаль на к-рых не несет лицевых изображений, только орнаментальные элементы - крупные медальоны-розетты в окружении узоров в виде процветшего Креста.
В декор поздневизант. драгоценных Н. к. активно вводятся лицевые элементы. На Н. к. имп. Елены Драгаш из Дионисиата композиции с рельефными изображениями есть на обеих сторонах. На лицевой стороне - Распятие, на обороте - Крещение Господне. Фигуру Спасителя в Распятии крупного размера (от средней перекладины до подножия) окружают небольшие пластины с лицевыми изображениями: миниатюрная рельефная композиция «Ведение Христа на казнь» в навершии креста, в завершении средней перекладины - рельефы с полуфигурами Божией Матери и ап. Иоанна Богослова, в завершении верхней перекладины - рельефы с молящимися архангелами. Фон Распятия гладкий, на перекладине над руками Спасителя - подпись. Поверхности перекладин, подножия и балки между лицевыми пластинами украшают орнаменты с 3 вставками из драгоценных камней. Изобразительность, символическая значимость декоративных элементов и приемов определили выбор камней, расположенных близко к вертикальной мачте креста Распятия, они различаются оттенками цвета, от светлого до темно-красного, символизируя собой солнце и луну. Теме Богоявления посвящены изображения на оборотной стороне: в центре представлена рельефная фигура стоящего в воде обнаженного Христа, благословляющего правой рукой воду, у Его ног в водных струях - литая рыба. На концах верхней и средней перекладин креста - полуфигуры Предтечи, благословляющего Христа, и ангелов с покровенными руками. На миниатюрной чеканной пластинке в завершении верхней ветви креста воспроизведена композиция Богоявления, повторяющая тему рельефа с образом Христа и пластин по концам ветвей. Выбор двойного изображения Крещения Господня на оборотной стороне креста, вероятнее всего, объясняется принадлежностью данного Н. к. мон-рю, кафоликон к-рого был посвящен св. Иоанну Предтече.
На кресте из Протата, созданном уже в поствизант. время вне имп. мастерских, лицевые изображения представлены лишь на небольшого размера пластине на пересечении средней и центральной ветвей креста. Многофигурная сложная композиция с Распятием расширенного извода искусно вписана в миниатюрные рамки благодаря мастерству художника, к-рый использует линии симметрии как оси расположения фигур и деталей, а также варьирует размеры фигур, из к-рых наиболее крупными являются фигуры Спасителя и предстоящих Кресту Богоматери и ап. Иоанна Богослова. В верхние угловые сегменты квадрата помещены светила, исторгающие ветры, в нижние, под ветвями Креста и провисшими руками распятого Спасителя - все остальные фигуры: скорбящие ангелы, слетающие к Кресту, предстоящие Распятию Пресв. Богородица и плачущий юный ап. Иоанн Богослов, воины с копьями.
Для мастеров западнорусских земель в поствизант. период характерно следование более ранним и почитаемым образцам, в т. ч. и в соблюдении пропорций, внешнего облика Н. к. Воздвизальный крест из Смоленска 1494/95 г. (ныне в ГММК, 50´ 21см, см.: Христианские реликвии. Кат. 48. С. 177-180) по форме повторяет крест прп. Евфросинии Полоцкой. Он также щедро покрыт цветными крупными камнями, а вместо эмалевых полуфигур и гравировок украшен лицевыми рельефами в крупных круглых медальонах: в центре пересечения вертикальной балки с верхней - с полуфигурой крылатого св. Иоанна Предтечи и в центре другого «перекрестка» - с Распятием.
Рус. Н. к. позднего средневековья имеют 8-конечную форму с традиц. прямоугольными окончаниями ветвей. Средняя перекладина значительно длиннее верхней (титулуса), нижняя перекладина, к-рая является видоизмененной формой визант. подножия креста,- косая и направлена слева направо сверху вниз. Подобная форма столь типична для рус. Н. к., что ее как разновидность называют «русский крест» (Multilingual Illustr. Dictionary. 2010. P. 289). Нек-рые подобные кресты воспринимаются как переходная форма - с подножием в виде очень короткой перекладины, параллельной верхней и средней горизонтальным перекладинам (Стерлигова. 2008. Кат. 53), это т. н. нащокинский крест, святыня боярского рода Нащокиных, предположительно новгородской работы посл. треть XV - нач. XVI в. (Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь). Он 8-конечный, но с небольшим подножием, параллельным верхней и средней балкам, т. е. по форме близок к древнейшим крестам-ставротекам и Н. к. Евфросинии Полоцкой, Антония, еп. Новгородского (местонахождение неизв.). И. А. Стерлигова считает, что нащокинский крест был выполнен греч. мастером или по образцу греч. крестов. Как правило, древнейшие кресты покрыты сканым серебряным окладом, имеют небольшое Распятие или фигуру распятого Христа в центре, напр. псковский Н. к. 1521 г. (ПИАМ). Однако встречаются и Н. к. с нижней перекладиной, параллельной средней и верхней, напр. новгородские кресты сер. XVI в. (Там же. Кат. 3, 4), 1553 г. (Там же. Кат. 2), кон. XVI - нач. XVII в. (Там же. Кат. 16), 1617/18 г. (Там же. Кат. 21). Их форма повторяет форму древнейших новгородских крестов, по мнению В. В. Игошева, поклонных, таких, как крест прп. Саввы Вишерского и крест из ц. Воскресения на Красном поле (Игошев. 2008. С. 109).
В позднем средневековье формы Н. к. усложнялись и развивались. В богато украшенных рус. Н. к. нижняя часть вертикальной балки ниже подножия (параллельного или скошенного) могла восприниматься как ручка. В этой зоне заканчивались область орнаментирования и жемчужная окантовка, как на вяжищском кресте 1553 г. На оборотной стороне в этом месте располагали вкладную надпись. Для рус. Н. к. позднего средневековья характерна нарастающая изобразительность и максимальное использование драгоценных камней. На смену скани как главной декоративной техники обработки металлической поверхности с сер. XVII в. приходят чеканка, гравировка, эмаль, в т. ч. расписная. Делается все больше золотых Н. к. уже не только по царскому заказу. Изображение Распятия могло быть литым, накладным или гравированным и различаться отдельными элементами композиции, включать литые полуфигуры предстоящих Богоматери и ап. Иоанна Богослова, расположенные на концах средней перекладины, образ Нерукотворного Спаса в возглавии, как на большинстве новгородских Н. к. позднего средневековья. Кресты, созданные по заказам монастырских властей в регионах, стремились уподобить столичным образцам, напр., новгородский Н. к. из софийского собора (сер. XVI в., 34,8×17,5 см) или новгородской работы Н. к., вложенный в Соловецкий мон-рь старцами Исааком Шаховым и Даниилом Жданьским в 1560/61 г., к-рый повторял, вероятно, убор золотого Н. к., являвшегося вкладом царя Иоанна Грозного в тот же мон-рь (1560/61 г., 40×19 см). Золотые Н. к. создавались по заказу царей Феодора Иоанновича и Бориса Годунова для Успенского собора и Чудова мон-ря Московского Кремля (1593/94 и 1598/99 гг., 34,3×16,7 см, 35,3×17,2 см). В некоторых новгородских Н. к. годуновской эпохи в пропорциях и стиле композиций Распятия можно видеть подражание московским памятникам, ориентированным в свою очередь на греч. образцы 2-й пол. XVI в. (Рындина А. В. Классицизирующие тенденции в моск. ювелирном искусстве посл. четв. XVI - первых десятилетий XVII в. // Рус. искусство позднего средневековья: Образ и смысл / Отв. ред. и сост.: А. Л. Баталов. М., 1993. С. 145; Игошев. 2008. С. 113). В ряде Н. к. годуновского времени завершения ветвей приобретают килевидную форму или форму трилистника, напр. в золотом кресте новгородской работы 1599/1600 г. для Софийского собора. На новгородских крестах встречается использование крупной фигуры распятого Христа, ноги Которого находятся на уровне косого подножия, как на Н. к. кон. XVI - нач. XVII в. из ГРМ (21,3×12,4 см).
В новгородских Н. к. XVII в. ширина перекладин увеличивается, чтобы вместить крупные лицевые или орнаментальные элементы, верхняя и средняя перекладина сближаются, почти примыкая друг к другу. Серебряный позолоченный крест работы новгородского серебряника Г. М. Лопкова (вклад А. Б. Сназина; 1689/90, НГОМЗ) имеет окончания ветвей в виде выдающихся за пределы перекладин прямоугольников с килевидными завершениями внешней стороны, которые заключают также килевидной и 3-лопастной формы киотцы для литых полуфигур. Псковские серебряники даже во 2-й пол. XVII в. создают Н. к. с украшениями в технике эмали по скани, повторяющие все основные принципы декора произведений этого типа 1-й пол.- сер. XVI в., напр. Н. к. 1677 г. из псковской ц. во имя святых Космы и Дамиана с Примостья (29×13 см, ПИАМ). Лишь в посл. четв. XVII в. в городских храмах Пскова появляются Н. к., украшенные в соответствии с московской (с большим влиянием малороссийской) традицией чеканкой, с высокими рельефными композициями и сложными очертаниями контуров, напр., Н. к., вложенный митр. Маркеллом Псковским и Изборским в кафедральный Троицкий собор (38×19 см; Там же), или Н. к. 1685 г. из псковской ц. во имя святых Параскевы и Екатерины «с брода» (33×16 см; Там же).
В разных регионах правосл. мира отдавалось предпочтение той или иной форме Н. к. Для укр. крестов XVI-XVII вв. были характерны 7-конечные очертания, возможные благодаря завершению нижнего конца в виде небольшого диска, символизирующего «место лобное». В петровское время в России начинают создавать 6-конечные Н. к. в форме, близкой к Иерусалимскому кресту или подражающей западноевроп. крестам, напр., с малыми крестами в окончаниях 4-конечного креста, как Н. к. (возможно, изначально служивший благословенным) нач. XVIII в. (ПИАМ, 22×12 см). К основанию нижнего рукава креста прикреплена пластина в форме развевающегося флага-хоругви с резным текстом тропаря Кресту и молитвой за Отечество, где говорится о «помощи црю нашему Петру»; возможно, крест был создан в период Северной войны, еще до основания С.-Петербурга и принятия имп. титула царем Петром Алексеевичем.
Достаточно рано появляются на Н. к. образы патрональных святых. На серебряном соловецком Н. к. 1560/61 г. на обороте в верхней части креста помещен резной образ Спасителя в изводе иконы «Спас Смоленский», с поклоняющимися преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими. На золотом Н. к. из Чудова мон-ря 1598/99 г. в нижней части вертикальной балки на лицевой стороне находится литая чеканная фигура свт. Алексия, митрополита Московского. Позолоченный крест работы новгородского серебряника Лопкова (вклад Сназина) помимо Распятия и фигур предстоящих Богоматери и апостола включает рельефы с образами Господа Саваофа на верхнем конце вертикальной балки-мачты и ап. Андрея, небесного покровителя вкладчика, на нижнем. На неск. псковских Н. к. в подножии Распятия представлен равноап. кн. Владимир Киевский - на крестах из кафедрального Троицкого собора (1683) и из Спасо-Елеазарова мон-ря (1695, оба в ПИАМ, 39×18,4 см).
Как правило, Н. к. являются вкладными, снабжены ктиторскими надписями. Из этих надписей известны прежде всего даты создания памятников, имена заказчиков и вкладчиков. Для древнерус. Н. к. характерно подробное перечисление имен святых, чьи мощи положены в крест. Такие надписи могут быть столь обширны, что занимают всю оборотную сторону, напр., как на Н. к. из ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в псковском Снетогорском мон-ре (1603, ПИАМ, 36×17 см). Поскольку большинство подобных драгоценных крестов создавалось для значимых храмов - дворцовых, кафедральных, монастырских, из надписей известны также имена священноначалия, посвящения престолов. По датам создания и облику Н. к., изготовленных для храмов и мон-рей после Смуты, можно судить, как шло восстановление церковных украшений, внешней и внутренней политики, каким образцам следовали заказчики и мастера. В 1618 г. был создан по велению властей Троице-Сергиева мон-ря серебряный золоченый Н. к. с килевидными завершениями ветвей, покрытый рельефными изображениями по всем поверхностям ветвей. Дополнительно к композиции Распятия на лицевой стороне появляются сцены Благовещения и Оплакивания Пресв. Богородицы. В 1622 г. по заказу царя Михаила Феодоровича и патриарха Филарета был создан серебряный позолоченный Н. к. с образом свт. Николая Чудотворца в подножии и с вкладной резной надписью, повествующей о вкладчиках и о помещении креста «в црков сретения г[оспод]а н[а]шего... что на сенех» (36,5×19 см, см.: Мартынова. 2002. Кат. 29). Неслучайно, что этот сделанный к 10-летию правления молодого царя крест повторял формы и облик новгородского Вяжищского креста 1553 г. Согласно расходной книге 7122 г., из Казенного приказа 10 нояб. 7122(1613) г. по именному государеву указу в Благовещенский собор дьяк Иван Семионов перенес «крест воздвизальной, а назади подпись наведена чернью «лета 7061 сделан бысть сей крест в дом стого Николы на Вежища»» (Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1877. Вып. 1. С. 102). Создание Н. к. по подобию старинного новгородского Н. к., появившегося в Москве в эпоху царя Иоанна Грозного и, возможно, находившегося в составе его казны, было программным: Сретенский дворцовый храм располагался, как и главный царский храм - Благовещенский собор, в комплексе дворцовых помещений («на сенях»), был устроен самим царем для подраставших сыновей. В нем, как и в Вяжищском мон-ре, был престол во имя свт. Николая Чудотворца (в приделе), что и обусловило появление образа этого святого, а также вкладную надпись. Мастера не только в Москве, но и в регионах при изготовлении Н. к. использовали древние кресты как образцы. Н. к. из псковского Снетогорского мон-ря 1667 г. (31×14,5 см, ПИАМ) был сделан по образцу снетогорского же Н. к. 1603 г.: в той же технике эмали по скани, с тем же расположением лицевых элементов, мощи тех же святых были вложены в крест и на обороте сделана надпись об их вложении.
С XVI в. наиболее совершенной формой Н. к., достойной царственного вклада, стали золотые кресты с эмалями, украшенные драгоценными камнями и жемчугом. Таков сохранившийся золотой Н. к. с эмалью по скани, с орнаментальным узорочьем, литым Распятием, жемчужной обнизью (40×19 см) - вклад 1560/61 г. царя Иоанна Грозного в Соловецкой мон-рь; его особенностью было сохранение древней формы подножия - нижней перекладины, не скошенной, а прямой формы. По его образцу были созданы роскошные кресты кон. XVI в.: 8-конечный, с декором в технике эмаль по скани на золоте - вклад боярина Б. Ф. Годунова в 1594 г. в Успенский собор, с жемчужной обнизью (34,3×16,7 см) и крест (1598/99 г., 35,3×17,2 см) - именной вклад всех членов семьи царя Бориса Годунова.
По формам этим крестам подражали и первые Н. к., созданные для возрожденных храмов царского дворца в Московском Кремле; на каждом из них были чеканные вкладные надписи с именами царя и патриарха и годы их правления. Состояние казны не позволяло сделать эти кресты из золота. Эмаль по скани на серебре использована в Н. к. 1622 г. для Сретенского собора «на сенях» и Н. к. для Благовещенского собора (35,2×17,2 см). Подобного же типа крест с эмалью по скани, с поясным литым чеканенным изображением прп. Никиты Переяславского, расположенным ниже подножия Распятия, был сделан в 1626 г. для кремлевской ц. Рождества Пресв. Богородицы «на сенях».
С сер. XVII в. увеличивается количество созданных в Москве в царских мастерских золотых Н. к. с отделкой в самых изысканных и роскошных техниках, таких как эмаль с росписью и расписная эмаль по рельефу и резьбе на золоте. Меняются принципы украшения: вкладной Н. к., сделанный по заказу «государева садовника» думного дьяка Аверкия Кириллова в Троицкую ц. на Берсеневке в В. Садовниках (1658 г., 35,4×17 см), имеет на нижней ветви креста вместо вкладной ктиторской надписи изящный, абсолютно европейский по живописи букет (лилии и лилиевидные цветки), выполненный в невысоком рельефе с эмалевой росписью в светлой гамме. Многоцветная эмаль на золоте в виде цветов и листьев, касты драгоценных камней в виде цветочных бутонов определяют облик Н. к. из Успенского собора Московского Кремля (3-я четв. XVII в.). Игра зеленых орнаментальных завитков и ярко-красных камней в «цветочных» кастах-чашечках иллюстрирует символику Креста как древа жизни, победы над смертью.
Более сдержанными, ориентированными на европейские образцы в живописи и графике, были золотые Н. к. 2-й пол. XVII в., предназначенные для новых дворцовых церквей. Золотой Н. к. с эмалью (35,5×17 см) - вклад 1677 г. царя Феодора Алексеевича в Верхоспасский собор - это 8-конечный крест с прямыми ветвями, с эмалью, драгоценными камнями, изображениями Саваофа, ангелов, Распятия с предстоящими, головой Адама и вкладной надписью. Тело Спасителя выполнено рельефно и пластично, расписано и поражает «живоподобием», созвучным тем принципам, что определяли иконописное мастерство эпохи; оно окружено лишь запонами из драгоценных камней и жемчужной обнизью, как на золотом Н. к., вложенном царем Феодором в Архангельский собор в 1677 г., и на Н. к. (38×20 см), вкладе царя Феодора и его тетки, царевны Ирины Михайловны, в Троице-Сергиев мон-рь в 1678 г. Иного типа Н. к. (35,2×20,8 см), 8-конечный с ветвями, окончания которых 3-лопастные и с фигурными дополнениями с эмалью и росписью по рельефу и резьбой по золоту, был вложен царем Феодором Алексеевичем в ц. Воскресения словущего в Москве (все - ГММК).
Золотые Н. к. с эмалью делаются не только по царским заказам. В 1691 г. мастерами Г. и И. Лыткиными был создан Н. к.- вклад вдовы стольника С. А. Хитрово в ярославский Спасо-Преображенский мон-рь; в 1699 г. для Благовещенского собора «на сенях» на Н. к. (39,8×21,2 см) наряду с предстоящими подробно воспроизводятся колонна бичевания, лестницы, все орудия, принесенные для казни рим. воинами, даже петух, указывающий на искушение ап. Петра, и чаша Грааля. От сер. XVII в. сохранились Н. к., вложенные «на помин» представителями различных сословий, напр., вклад «по своих родителех» в Троицкую ц. Сарожской пуст. иконописца Родиона Сергеева, ведущего мастера 2-й пол. XVII в., трудившегося для Успенского Большого Тихвинского мон-ря (1659, НГОМЗ; см.: Стерлигова. 2008. Кат. 32. С. 293-294).
Малороссийское влияние обусловило появление 7-конечных Н. к. Такой золотой с эмалью крест (38,5×23,2 см) был выполнен в 1696 г. в мастерских Московского Кремля мастером Василием Андреевым. На нем изображен лишь Христос, внизу - колонна с орудиями Страстей. К подобному же виду принадлежит также золотой Н. к. кон. XVII в. из Николо-Угрешского мон-ря (38,6×25,5 см - все ГММК). Редким воспроизведением подобной формы является новгородский по происхождению серебряный позолоченный Н. к. (2-я пол. XVII в., НГОМЗ, 36×18,4 см, см.: Там же. Кат. 39. С. 301-302). Эта форма использовалась и позднее, прежде всего на территории древней Юго-Зап. Руси, но в др. материалах, напр., деревянный «благословенный» резной крест с Распятием, предстоящими и святыми (XIX в., Зап. Украина (Зап. Подолье), частное собрание, 31,6×12,3×2,8 см,- «Благословенно древо»: Резная правосл. икона и скульптура XVII-XX вв. / Авт.-сост.: Е. В. Давыдова. М., 2013. Кат. 37. С. 100-101).
Исследователи церковной утвари в работах рус. ювелиров-серебряников XVII в. выделяют по стилю, пропорциям крестов и принципам их убранства различные школы - новгородскую, московскую, ярославскую (Игошев. 2003; Он же. 2008; Он же. 2009). По-разному развивался вид Н. к. в синодальный период. С посл. четв. XVII в. преобладающей его формой становится 6-конечный крест, повторявший облик иерусалимского Креста Господня, как его представляли в то время. Игошев отмечает, что в процессе следования московским образцам такая форма становится ведущей и для ярославских Н. к. кон. XVII - XVIII в. (Он же. 2003. С. 136). Для XIX в. характерно бытование Н. к. 6-конечной формы, без верхней перекладины, с 3-лопастными или округлыми завершениями ветвей, с зоной для ручки, выделенной в нижней части, или с отдельной округлой ручкой. Древнерус. 8-конечная форма сохраняется в отдельных произведениях, в т. ч. созданных для столичных храмов, напр., такую форму имеет Н. к., сооруженный представителями купечества г. Павловска для ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (1773, ныне в ГММК, 43×22,5 см; см.: Костина. Серебряные напрестольные кресты. 2003. С. 279. Кат. 18). На кресте указано, что работа окончена 8 июля, т. е. в престольный праздник храма. Именно купечество как основное сословие, занимающееся ктиторством и храмоздательством в XVIII-XIX вв., становится заказчиком Н. к. которые повторяют древнейшие образцы и создаются для храмов в самых удаленных от центра поселениях Российской империи. Так, «крест… подобия иерусалимского» упомянут в ктиторской надписи Н. к. для Богоявленского собора г. Тотьмы, сделанного московскими мастерами в 1794 г. (ныне в ГММК, 51×32 см. (Там же. С. 280-281. Кат. 19)).
Греческие Н. к. с поствизант. времени представляют собой чаще всего резные деревянные кресты, с обеих сторон украшенные композициями. Как правило, резьба подобных произведений, в т. ч. из драгоценных пород дерева, таких как кедр, кипарис, составляла вид монастырского ремесла. Н. к. нередко помещали в оклады с дополнительными элементами в виде ручек или подножий, их могли ставить на престол, они были видны не только служащему иерею, но и молящимся за пределами алтаря при открытых царских вратах. В декоре подобных крестов наряду с эмалью, жемчугом и драгоценными или поделочными камнями использовали кораллы, символика к-рых была связана с Воплощением и Страстями (Кровью Христовой). Такие кресты сохранялись и в рус. мон-рях, напр. в Троице-Сергиевой лавре (ныне хранятся в СПГИАХМЗ).
Формы Н. к., прежде всего как воздвизального, можно проследить также и по композициям «Воздвижение Креста Господня» в средневек. искусстве. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 34, 1-я четв. XI в.) патриарх, стоящий на фоне ниши - алтарной апсиды в окружении диаконов со свечами, поднимает перед собой 6-конечный крест, вертикальная мачта к-рого длиннее 2 перекладин, а верхняя перекладина короче средней. На миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 587. Fol. 119v, 3-я четв. XI в.) подобного размера крест в руках патриарха имеет 2 белые точки-«жемчужины» на пересечении обеих перекладин с мачтой. На миниатюре из Евангелия афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pantel. 2. Fol. 189v, XII в.) иерей поднимает крест большого размера, приближающийся по пропорциям к запрестольному кресту. На фреске в притворе мон-ря Высокие Дечаны (1350) патриарх держит в руках крупный 6-конечный Н. к. в золотом или золоченом окладе, с драгоценными камнями и жемчугом, в т. ч. на концах, образующих тройные завершения. На иконах Воздвижения Креста Господня разных типов и размеров встречаются различные виды креста. На Софийской иконе-таблетке работы новгородского мастера (кон. XV в., НГОМЗ) или на оборотной стороне 2-сторонней запрестольной иконы (XVI в., НГОМЗ) изображен 8-конечный тонкий крест с веточками над главой патриарха; такой же крест можно видеть на иконе письма Гурия Никитина (1681 г., ЯХМ). На фреске (1546/47) работы мастера Феофана Критского в кафоликоне мон-ря Ставроникита на Афоне крест, стоящий на амвоне, высотой с самого архиерея. Крупный крест изображен на иконе «Воздвижение Честнаго Креста Господня», написанной 2 июля 7088 (1580) г. по заказу архим. Феодора (Сизова): патриарх Макарий Иерусалимский с помощью 2 диаконов поддерживает 8-конечный деревянный крест размером в свой полный рост (Icona, Volto del Mistero / A cura del Centro Studi Russia Cristiana in collab. con il Centro di Restauro Scientifico I. Grabar di Mosca. Mil., 1991. Tav. 18); такой же крест повторяется в невьянской иконе и др. произведениях Нового времени. В поздний период при изображении алтаря мастера писали на нем и Н. к. в его исторической форме, традиционной для служебных предметов той эпохи: на фреске ярославской ц. во имя прор. Илии (1680-1681) в алтарной апсиде на престоле рядом с Евангелием лежит 8-конечный Н. к. с узкими ветвями, он образует центр композиции и самого алтарного пространства (Игошев. 2003. С. 134). В позднейшей иконописи XIX в. Распятие Господне на одноименной иконе могло иметь вид иконописного Н. к., так что образы предстоящих кресту повторялись на ветвях креста в центре и по его сторонам (икона Палехская, Худож. галерея Я. Морсинка, ок. 1800 г.).